Часто задаваемые вопросы

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями. 

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс? 
 
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года. 
 
Вопрос 2. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс? 
 
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний. 
 
Вопрос 3. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу? 
 
Не обязательно. 
 
Вопрос 4. Обязательна ли школьная форма?  

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить (http://www.bellegprom.by/upload/catalog/shkola_19_20_2.pdf) 

 

После учебных занятий, если учащийся остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться. 

 

В нашей школе сменная обувь является обязательной!!!  

 

Вопрос  5. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику? 
 
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.  . 
 
Вопрос  6Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы? 
 
Продолжительность учебной недели – 5 дней. 
 
С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности. 
 
С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана. 
 
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса: 
 
- уроки проводятся только в первую смену; 
-для хранения верхней одежды и сменной обуви каждому классу выделяется гардероб; 
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения; 
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе в индивидуальной ячейке; 
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели; 
 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая; 
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза или прогулка на свежем воздухе продолжительностью не менее 30 минут. 
- домашние задания учащимся не задаются. 
 

Вопрос 7Что такое ГПД? 

Группы продленного дня открываются в целях оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся и создании условий для развития творческих способностей учащихся. 

Решение об открытии групп продленного дня принимается руководителем учреждения образования. 

 Учреждение образования может открывать группы продленного дня при наличии: 

необходимого количества заявлений законных представителей учащихся; 

необходимой материально-технической базы; 

возможности для организации питания в зависимости от длительности пребывания учащихся в группе продленного дня. 

Зачисление учащихся в группы продленного дня и их отчисление из групп продленного дня осуществляются приказом руководителя учреждения образования на основании заявлений законных представителей учащихся. 

Уход ребенка из группы продленного дня возможен только в сопровождении законного представителя учащегося.  Телефонные звонки, устные договоренности с законными представителями, родственниками учащихся не являются основанием для самостоятельного ухода учащегося из группы продленного дня. 

 

В будущем учебном году планируется открытие 13 групп продленного дня, исходя из возможностей МТБ школы. 
 

 

Вопрос 8. Как организовано питание для первоклассников? 

В нашей школе организовано горячее питание для всех учащихся: завтрак, обед и полдник. Для первоклассников завтраки бесплатные.  

В группе продленного дня обед и полдник дети получают за родительскую доплату путем внесения авансового платежа (предоплата) в системе ЕРИП. 

 

Вопрос 9Как же оцениваются результаты обучения первоклассников? 
 
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д. 
 
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы учащегося; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). 
 
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения. 
 
 
Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы? 
 
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия. 
 
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. 
 
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада. 
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий. 
 
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.